воскресенье, 10 февраля 2013 г.

староверы белореченск крещение

С 1943 г., в последнее десятилетие жизни И.В.Сталина, начинается общее возрождение жизнедеятельности Русской Православной Церкви. От 28 ноября 1943 г. вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР 1325 «О порядке открытия церквей»,15 которое, по сути дела, касалось только церквей официального православия. В середине 1940-х гг. в г. Лениногорске и его районе официально действующих церквей, а также закрытых молитвенных зданий кроме русской православной церкви не имелось.16 Верующие граждане вынуждены были свои молитвенные собрания и культовые богослужения п

1928 год, ознаменовавшийся началом коллективизации и борьбы с кулачеством в крае, стал переломным в жизни монастыря и его обитателей, да и всего старообрядчества на Убе. С 1929 г. происходит массовое закрытие сельских церквей в крае12, передача зданий в ведение сельсоветов для использования их под культурно-просветительные учреждения, начинаются репрессии против крестьянства. Это вызвало большую миграционную волну среди населения. Боясь раскулачивания, люди бросали обустроенные заимки и уезжали в Сибирь, в Красноярский край, в частности на золотые прииски в п. Ольховка, в город Минусинск, где находили временный приют в женском монастыре, основанном в 1914-1915 гг. В.И.Егоровым. Не избежали этого и монахини, жившие в монастыре. Многие из них были посажены в тюрьмы. По рассказам старожилов во время разорения края монахини прятали в каменных россыпях по Убе самое ценное, что у них было: иконы, книги и др. Отдельные культовые предметы раздавали людям, имеющим отношение к монастырю.13 В статье А.Безгодова сообщается о том, что «игуменья Ирина отдала всем насельницам по иконе и скитскому покаянию, чтобы они, разойдясь по домам, не оставляли молитвы. Старицы все горько плакали, не хотели покидать обитель. В монастыре заранее были вырыты ямы, в которых схоронили имущество: зерно, воск, книги, иконы».14

Своеобразным очагом старообрядческой культуры, вокруг которого концентрируется жизнь всех обитателей края, становится женский поморский монастырь, известный под названием Покровский. Монастырь имел огромное влияние на жизнь староверов в крае. В нем готовили уставщиков и духовных отцов настоятелей беспоповского поморского согласия для жителей Убы и Бийско-Барнаульского уезда. Учащихся обучали церковной грамоте, богослужению, крюковому пению. В поисках приюта и защиты от зла людского и ударов судьбы сюда съезжались все нуждающиеся. Монастырь жил полнокровной жизнью. В неустанных трудах и молитвах проводили жизнь монахини (Фото 1). К концу 1920-х годов их было уже 60 человек.11

Фото 1.Монахини женского поморского монастыря на Убе (имена неизвестны). Риддер, 1920-е гг. ВКЭМЗ

Наиболее интенсивно процесс заселения данной местности старообрядцами происходил после издания в 1905 г. Указа императора Николая II "Об укреплении начал веротерпимости", позволяющего староверам не только открыто исповедовать веру отцов, но и осуществлять строительство обителей для монашеского общежития и молелен, являющихся центрами религиозной жизни старообрядчества. Закон "Положения о старообрядческих общинах", изданный в 1909 г. и окончательно утвержденный в 1913 г., способствовал созданию благоприятной обстановки для налаживания религиозной жизни старообрядчества в крае.

По описанию М.Швецовой, с 1799 г. по 1867 г. вокруг Риддерска выходцами из коренного польского селения Секисовское тогдашней Владимирской волости, основанного во время правительственной колонизации края в 1760-е годы, было сформировано шесть поселений Риддерской волости Змеиногорского округа: Черемшанка, Бутакова, Поперечная, Стрежная, Пихтовка и Орловка.8 В конце XIX в. жители этих селений крестьяне, почти все исключительно потомки поляков, включились в новый этап освоения более труднодоступных мест верхнего течения реки Убы, которые до тех пор продолжали оставаться необитаемыми. Одной из главных причин ухода из больших сёл, повлиявших на переселение, были безземелье9 и периодические гонения на старообрядцев. Желание жить самостоятельно, не платить налоги от своих доходов в государственную казну побуждало их уходить с обжитых мест в более высокогорные лесные дебри. Расселение происходило небольшими заимками и ''посельями'', представляющими собой хозяйственный комплекс одной или двух родственных семей. Большинство заимок получили названия по фамилиям первых поселенцев, пришедших на Убу еще при крепостном праве. К 1930 году в 160-ти - 260-ти километрах от устья Убы имелось более 50 заимок.10

Город возник в 1786 г. как рабочий поселок Риддерск2 в связи с освоением рудника, названного в честь его первооткрывателя Ф.Ф.Риддера.3 Образовался из заводских крестьян различных селений Алтайского округа, которые были приписаны к открытым в этой местности рудникам для исполнения необходимых работ.4 Расположен в западных предгорьях Алтая, на территории исторически сложившейся, как главный район первоначального поселения «поляков»5 - русских староверов, живших ранее в Польше, позднее поселившихся на Алтае в долине реки Убы, в большинстве своем относящихся к поморскому законобрачному согласию6 - одному из крупнейших и влиятельнейших в крае толков старообрядчества.7

С помощью ряда архивных документов Лениногорского филиала ГАВКО1 и результатов экспедиций Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника за 1973 2008 годы попытаемся проследить историю старообрядческих беспоповских общин г. Риддера.

К исследованию данной темы автора побудило изучение коллекции кирилловских памятников XVII XX вв. из фондов музея-заповедника для воссоздания более точной картины их использования на территории края в связи с их преобладанием в старообрядческой среде.

Осерчева О.Н. Беспоповские общины старообрядцев города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.)

Осерчева О.Н. Беспоповские общины старообрядцев города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.) :

Комментариев нет:

Отправить комментарий